Наступает зима. Ввиду засыпки поляны снегом задумался о лыжах.
Кто какие делает и из чего, фанера, пластик...
Лыжи
Радиоуправляемые самолеты, вертолеты, планера
- evgen
- Мастер
- Сообщения: 667
- Зарегистрирован: 15 фев 2007, 17:46
- Имя: Евгений
- Город: Свердловск
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 2 раза
Miha62 писал(а):Наступает зима. Ввиду засыпки поляны снегом задумался о лыжах.
Кто какие делает и из чего, фанера, пластик...
Фанера 1.5мм, или стеклотекстолит(листовой) 0.5мм, на самолёт до 50 класса(т,е 1500мм размах) прожилину или ребро жесткости можно сделать из бальза 10мм, получатся очень прочные и лёгкие лыжи
- evgen
- Мастер
- Сообщения: 667
- Зарегистрирован: 15 фев 2007, 17:46
- Имя: Евгений
- Город: Свердловск
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 2 раза
Делай 50х250 идеальноMiha62 писал(а):Хочу на СУ29, весит он 1200гр
Ну и типа вырезка из рекомендаций для изготовления лыж(сам не пользовался, т.к. имею собственные размеры лыж)
С приходом зимы, многие моделисты убирают свои самолеты до весны. Если, Вы, владелец модели с двигателем внутреннего сгорания и у Вас румяное лицо и замерзшие пальцы, я могу представить себе, почему; когда топливо на морозе попадет на руки это вряд ли можно назвать веселым занятием (хотя не могу не согласится, что и это занятие многого стоит). А если Вы пилот электролета, какие могут быть Ваши оправдания? Вы не можете приземляться на колеса в снег? Вам нужны лыжи!
Лыжи для самолета, где взять информацию и какие они должны быть?
Этот вопрос я не раз задавал себе и потратил достаточно много времени для поиска в Интернете различной информации по этому вопросу. Сейчас я обладаю, как мне кажется, достаточной информацией для того, что бы сделать лыжи для модели самолета самому и что бы поделиться с Вами этими знаниями, что бы как можно больше народа «встало на лыжи».
Итак, у меня возникло несколько вопросов по теории, практике и технологии изготовления:
1. Какая должна быть нагрузка на площадь поверхности лыжи или обратный вопрос – какой площадью должны быть лыжи для модели определенного веса.
2. Какие геометричемкие пропорции между длиной и шириной лыжи? И т.д.
3. Из какого материала изготовить лыжи
4. Как обеспечить определенное положение лыж в полете и при посадке?
Мои ответы на эти вопросы:
1. Существует большой разброс во мнениях, какое должно быть значение удельного давления на снег. Все зависит от структуры снега (слежавшийся наст или только что выпавший снег) и требований к летательному аппарату и соотвественно к лыжам.
Проанализировав собранные данные, в том числе по лыжам промышленного изготовления, я пришел к выводу, что нагрузка в среднем должна составлять не более «14 квадратных дюймов на фунт» или 90,3 квадратных сантиметра на 0,45 кг или 199,12677 квадратных сантиметров на килограмм. Округлим до 200см2/1кг.
Т.е. если у нас модель весит 1 кг, то поверхность одной лыжи должна быть 100 см2 (на самолете 2 лыжи).
2. Определимся с размерами лыж. Среднее отношение длины лыжи к ее ширине составляет от 3 до 5. Мы возьмем - 3,5. Тогда лыжа с поверхностью 100 см2 будет имеет габариты :
Длина – Корень квадратный(100/3,5)=18,7 см
Ширина лыжи – длина /3,5=5,3 см
Это площадь соприкосновения со снегом, добавим 15% от общей длины для носика лыжи, т.е. общая длина лыжи составит:
18,7/100*15+18,7=21,5 см.
Как правило, удобнее надеть лыжи на те же шасси, на которых были колеса модели, поэтому рекомендуется ось вращения лыжи сделать на высоте половины диаметра колеса. Этим Вы сохраните расстояние от края пропеллера до снега или льда. Ведь высоту колесного шасси определяет диаметр пропеллера + расстояние до ВПП.
Ось вращения лыжи – центр приложенного давления, берется таким образом, что делит длину лыжи в соотношении:
Передняя часть 55 - 60%, задняя 45 - 40%. Обосновывается это следующим образом. Если лыжу поставить на снег и приложить усилие как описано выше – задняя часть лыжи погрузится сильнее в снег, т.к. она короче, а передняя соответственно меньше. При движении вперед – лыжа будет подниматься из снега, а на большой скорости появляется эффект глиссирования.
Т.е. центр вращения лыжи будет находиться на расстоянии:
21,5/100*60=12,9 см от передней кромки.
С какой величиной мы еще не разобрались? Ах, да на какую величину нужно загнуть нос лыжи? Обычно эта величина составляет 10-30 градусов.
Т.е. нос должен подняться на:
синус 15 градусов = 0,26; Длина носка лыжи 18,7/100*15 = 2,805 см
Высота загиба: 2,805*0,26=0,73 см.
- evgen
- Мастер
- Сообщения: 667
- Зарегистрирован: 15 фев 2007, 17:46
- Имя: Евгений
- Город: Свердловск
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 2 раза
Итааак! Вот что у нас получилось:
3. Какие материалы используются для изготовления лыж? Лыжи делают из всего: из бальзы, березовой фанеры, пенопласта, алюминия, сотового поликарбоната, из электрического короба, из ламинированного пластика и т.д. даже из ложки пластиковой….. и даже можно купить заводские!!!
Мы остановились на 2 вариантах. Для нас очень важен вес и аэродинамическое сопротивление т.к. лыжи мы делали для элкетролета.
Простота и грациозность! Лыжи из бальзы – легкие, просто чума!
Вырезаем из листа бальзы лыжу, мочим водкой и потом загибаем на паяльнике. Приклеиваем 2 бобышки из сосны или бука. Через одну идет ось, через вторую пружина, почему именно так – объясним ниже.
Лыжи собираются, потом обклеиваются цветным скотчем так, что бы не было пузырей, а то влага попадет.
Второй вариант
Более сложный, но не менее элегантный. Из березовой 1-1,5 мм фанеры вырезается лыжа, из сосны или тополя или ели вырезается силовая часть лыжи, которая не позволяет сделать из березовой фанеры – пропеллер, одновременно является местом крепления лыжи. После склейки этих 2х элементов на место будущей оси лыжи наклеиваются щечки виде трапеций из той же фанеры, а после того как будет просверлено отверстие, туда вставляется медная или алюминиевая трубка, которая выступает на 1-1,5 мм с обоих сторон щечек. Сделано это, что бы ось, на которой будет лыжа не разбивала отверстие в силовой части.
Фанеру на нижней части лыжи можно заменить на ламинированный пластик. Тогда волокна «под дерево» должны быть вдоль лыжи – увеличивается продольная устойчивость лыжи, меньше заносит на поворотах.
Для склейки используется Эпоксидный и Циакриновый клей.
Лыжи покрываются полиуретановым лаком на водной основе и … «раскрашиваются под хохлому».
Еще к первому и второму варианту можно добавить тонки направляющие на днище лыж, что бы повысить курсоустойчивость, тем более если вы будете использовать лыжи для руления к ВВП, это будет выглядеть борзо…
4. Ну и последнее, что бы хотелось отметить. Расположение и фиксация лыж на время полета.
Обычно расстояние между лыжами рассчитывается так же как для поплавков – четверть размаха крыла. Считается, что этого достаточно для обеспечения устойчивости самолета, хотя очень важно, на какой высоте будет ЦТ модели. Т.е. если размах крыльев – 1м, то расстояние между лыжами (поплавками) 25 см.
Теперь о креплении лыж в определенном положении. Я встретил достаточно много рекомендаций, что лыжи в полете должны быть чуть приподняты на 10-15 градусов относительно хорды крыла. Но можно сделать их параллельно хорде. Это вы определите сами на практике, как лучше. Положение лыж можно обеспечить, соединив концы лыж со стойкой шасси резинками, но когда их несколько – это ощущается в полете, и резина на морозе ведет себя не очень, нитки при намокании – вытягиваются, пружины не удобно регулировать. Мы выбрали другой способ – с помощью пружины, один конец которой, закрепляется на оси или идет вдоль стойки шасси и закреплен термоусадочной трубкой, а второй идет почти до конца лыжи. Почему именно до конца? Есть вариант, когда пружина свивается и крепится возле оси лыжи, но в этом случае гораздо труднее точно выставить угол между лыжей и стойкой шасси.
Это все, чем я хотел бы с Вами поделиться относительно изготовления или выбора покупных лыж для моделей самолетов. В этой статье я рассматривал 2х стоечное шасси (лыжа на хвосте или нет лыжи), для 3х стоечного шасси (одна лыжа впереди и две сзади) есть своя особенность, центр тяжести модели относительно лыж должен находиться в таком месте, что бы на переднюю лыжу приходилось 40% веса модели.
К сожалению, я не могу указать источники информации т.к. собирал материал виде вырезок. Могу сказать, что использовал материалы англоязычных сайтов и наших форумов по моделизму.
Статья написана для моделистов, что бы сократить время между желанием летать зимой и реальными полетами со взлетами и посадками на лыжах.
Этот расчет может пригодиться как электролетчикам, так и бензиновикам.
Описанные выкладки не претендуют на название единственно верных, это просто обобщенный материал, который я собрал.
В файловом архиве расчет в формате Excel. Что бы прочитав статью, можно было за несколько минут рассчитать размены лыж.
Лыжи изготовленные с помощью этой статьи
3. Какие материалы используются для изготовления лыж? Лыжи делают из всего: из бальзы, березовой фанеры, пенопласта, алюминия, сотового поликарбоната, из электрического короба, из ламинированного пластика и т.д. даже из ложки пластиковой….. и даже можно купить заводские!!!
Мы остановились на 2 вариантах. Для нас очень важен вес и аэродинамическое сопротивление т.к. лыжи мы делали для элкетролета.
Простота и грациозность! Лыжи из бальзы – легкие, просто чума!
Вырезаем из листа бальзы лыжу, мочим водкой и потом загибаем на паяльнике. Приклеиваем 2 бобышки из сосны или бука. Через одну идет ось, через вторую пружина, почему именно так – объясним ниже.
Лыжи собираются, потом обклеиваются цветным скотчем так, что бы не было пузырей, а то влага попадет.
Второй вариант
Более сложный, но не менее элегантный. Из березовой 1-1,5 мм фанеры вырезается лыжа, из сосны или тополя или ели вырезается силовая часть лыжи, которая не позволяет сделать из березовой фанеры – пропеллер, одновременно является местом крепления лыжи. После склейки этих 2х элементов на место будущей оси лыжи наклеиваются щечки виде трапеций из той же фанеры, а после того как будет просверлено отверстие, туда вставляется медная или алюминиевая трубка, которая выступает на 1-1,5 мм с обоих сторон щечек. Сделано это, что бы ось, на которой будет лыжа не разбивала отверстие в силовой части.
Фанеру на нижней части лыжи можно заменить на ламинированный пластик. Тогда волокна «под дерево» должны быть вдоль лыжи – увеличивается продольная устойчивость лыжи, меньше заносит на поворотах.
Для склейки используется Эпоксидный и Циакриновый клей.
Лыжи покрываются полиуретановым лаком на водной основе и … «раскрашиваются под хохлому».
Еще к первому и второму варианту можно добавить тонки направляющие на днище лыж, что бы повысить курсоустойчивость, тем более если вы будете использовать лыжи для руления к ВВП, это будет выглядеть борзо…
4. Ну и последнее, что бы хотелось отметить. Расположение и фиксация лыж на время полета.
Обычно расстояние между лыжами рассчитывается так же как для поплавков – четверть размаха крыла. Считается, что этого достаточно для обеспечения устойчивости самолета, хотя очень важно, на какой высоте будет ЦТ модели. Т.е. если размах крыльев – 1м, то расстояние между лыжами (поплавками) 25 см.
Теперь о креплении лыж в определенном положении. Я встретил достаточно много рекомендаций, что лыжи в полете должны быть чуть приподняты на 10-15 градусов относительно хорды крыла. Но можно сделать их параллельно хорде. Это вы определите сами на практике, как лучше. Положение лыж можно обеспечить, соединив концы лыж со стойкой шасси резинками, но когда их несколько – это ощущается в полете, и резина на морозе ведет себя не очень, нитки при намокании – вытягиваются, пружины не удобно регулировать. Мы выбрали другой способ – с помощью пружины, один конец которой, закрепляется на оси или идет вдоль стойки шасси и закреплен термоусадочной трубкой, а второй идет почти до конца лыжи. Почему именно до конца? Есть вариант, когда пружина свивается и крепится возле оси лыжи, но в этом случае гораздо труднее точно выставить угол между лыжей и стойкой шасси.
Это все, чем я хотел бы с Вами поделиться относительно изготовления или выбора покупных лыж для моделей самолетов. В этой статье я рассматривал 2х стоечное шасси (лыжа на хвосте или нет лыжи), для 3х стоечного шасси (одна лыжа впереди и две сзади) есть своя особенность, центр тяжести модели относительно лыж должен находиться в таком месте, что бы на переднюю лыжу приходилось 40% веса модели.
К сожалению, я не могу указать источники информации т.к. собирал материал виде вырезок. Могу сказать, что использовал материалы англоязычных сайтов и наших форумов по моделизму.
Статья написана для моделистов, что бы сократить время между желанием летать зимой и реальными полетами со взлетами и посадками на лыжах.
Этот расчет может пригодиться как электролетчикам, так и бензиновикам.
Описанные выкладки не претендуют на название единственно верных, это просто обобщенный материал, который я собрал.
В файловом архиве расчет в формате Excel. Что бы прочитав статью, можно было за несколько минут рассчитать размены лыж.
Лыжи изготовленные с помощью этой статьи
- evgen
- Мастер
- Сообщения: 667
- Зарегистрирован: 15 фев 2007, 17:46
- Имя: Евгений
- Город: Свердловск
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 2 раза
Ну зимой на визовском пруду очень вкусно идёт чай или кофей мазаться не будем
Последний раз редактировалось evgen 26 окт 2013, 23:17, всего редактировалось 1 раз.
- moonchild
- Профи
- Сообщения: 3414
- Зарегистрирован: 26 сен 2011, 20:47
- Имя: Павел
- Город: Верхняя Салда
- Благодарил (а): 18 раз
- Поблагодарили: 12 раз
- Контактная информация:
Не мазь, а порошковый парафин... ну еще там цикли, щетки утюжки вдогонку....Miha62 писал(а): Следующий вопрос, какую мазь выбрать:)
*))
- evgen
- Мастер
- Сообщения: 667
- Зарегистрирован: 15 фев 2007, 17:46
- Имя: Евгений
- Город: Свердловск
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 2 раза
Мои лыжи! Подойдут для самолётов от 1000мм до 1600 и весом до 2800гр
Материал: стеклотекстолит 0.5мм(можно из фанеры 1.5мм), ребро жесткости бальза плотная 10мм, отверстия под оси армированы стеклотекстолитом 0.5мм(можно 1.5мм фанерой)
Материал: стеклотекстолит 0.5мм(можно из фанеры 1.5мм), ребро жесткости бальза плотная 10мм, отверстия под оси армированы стеклотекстолитом 0.5мм(можно 1.5мм фанерой)
Перейти
- РООСО "ФЕДЕРАЦИЯ АВИАМОДЕЛИЗМА" отчёты и планы
- Общие вопросы по форуму и связь с администрацией
- ↳ Вопросы по "Центральному форуму Екатеринбурга по моделизму"
- Услуги, магазины
- ↳ Лазерная резка и гравировка
- ↳ Резка пенопласта на станке с ЧПУ
- ↳ Наши работы
- ↳ Интернет-магазины
- Соревнования, фестивали
- ↳ Воздушный бой
- ↳ Пилотажные соревнования
- ↳ Радиогонка
- ↳ Радиопланера
- ↳ Фестивали
- ↳ Металки
- ↳ Комнатные модели
- ↳ Мероприятия на вертолетах - квадрокоптерах
- ↳ Календарь мероприятий
- Модели
- ↳ Авиа
- ↳ Авто
- ↳ Судо
- RC-железо
- ↳ Аппаратура
- ↳ Двигатели
- ↳ FPV
- Полетушки-покатушки
- ↳ В небесах
- ↳ На земле
- ↳ И на море
- ↳ Видео архив
- Разное
- ↳ Барахолка